В прошлом году многие зарубежные производители масел ушли с российского рынка. Вакантные ниши поспешили занять отечественные производители, в том числе компания Газпромнефть-смазочные материалы. Ее гендиректор Анатолий Скоромец рассказал о достижениях, смене приоритетов клиентов, а также планах на ближайшее будущее.
В 2022 году наблюдалась очень высокая турбулентность, произошло переосмысление почти всех логистических цепочек, отметил Анатолий Скоромец. Фактически в одночасье весь бизнес должен был переориентироваться по десяткам направлений: доставка, реализация, поставки компонентов и так далее.
Но, по его словам, в период турбулентности кроме трудностей появляются и большие возможности.
«Бизнес смазочных материалов очень конкурентный, в одном сегменте может быть до 30–40 брендов. Многие иностранные производители ушли с рынка, а потребность у предприятий и автовладельцев осталась. И когда мы решили вопросы с разорванными логистическими маршрутами, следующей задачей стал высокий спрос на смазочные материалы. Нехватка масел на российском рынке нарастала месяц от месяца. Мы оперативно обеспечивали необходимой продукцией своих постоянных клиентов, более того — приобрели за это время много новых партнеров», — отметил Скоромец, пишет
В 2022 году произошла переориентация клиентов на отечественные масла, уверен он. Те предприятия, которые очень долго работали с импортными смазочными материалами, перешли на отечественную продукцию.
«Я рад, что самые разные компании, концерны и частные автовладельцы писали нам после перехода, что они даже не ожидали, что у отечественного продукта может быть такое высокое качество. И таких отзывов очень много, то самое сарафанное радио работало весь год, и к нам приходили новые компании и партнеры. В итоге сегодня мы занимаем больше четверти российского рынка премиальных масел, и объемы продаж продолжают расти», — заявил гендиректор Газпромнефть — смазочные материалы.
Отвечая на вопрос о том, какие основные причины привели к такому результату, он в первую очередь отметил цифровизацию инструментов управления и создание цифровых сервисов. В частности, быстро переориентироваться на новые компоненты помогла собственная цифровая платформа для разработки рецептур смазочных материалов, а также цифровой сервис предиктивной аналитики G-Lab. На основании накопленной базы он может давать рекомендации по дальнейшей эксплуатации того или иного оборудования.
«Возьмем двигатель БелАЗа. Один автомобиль грузоподъемностью 220 тонн стоит от 120 миллионов рублей. Эксплуатация такой техники идет в круглосуточном режиме, потому что любая остановка — это большие финансовые и временные издержки. На разработках месторождений БелАЗы не глушатся, даже пересменка проходит с работающими двигателями, потому что такую махину снова завести сложно. В год, если и останавливаются, то суммарно на 5–15 суток максимум. И вот периодически самосвалы должны проходить плановый техосмотр, и это довольно долгая процедура, во время которой БелАЗы работать не могут. С помощью G-Lab можно сделать анализ масла и сразу понять, стоит ли останавливать технику и терять деньги. Сервис по 23 ключевым показателям сообщает, есть ли отклонения в работе двигателя, узлов и систем машины, а далее модуль на основе искусственного интеллекта строит прогноз и дает рекомендации по обслуживанию конкретного самосвала или экскаватора. То есть наша система аналитики экономит и деньги, и время», — рассказал Скоромец.
Среди наиболее востребованных направлений работы он отметил моторные масла: в этом сегменте может быть огромное разнообразие продуктов как для легкового, так и для грузового транспорта, для бензиновых и дизельных двигателей.
Другим важным направлением являются масла для турбинных агрегатов, генерирующих электроэнергию, в этих продуктах особенно важны характеристики по качеству.
«Вы же понимаете, насколько высока цена ошибки в перечисленных отраслях. Я бы еще упомянул разработки для металлургической промышленности. Практически в любой металлургической компании на Урале сегодня используются наши специализированные индустриальные масла», — отметил представитель Газпромнефти.
Также он подчеркнул, что компания инвестирует в людей, в их развитие, в повышение их компетенций. Второе направление инвестиций — лабораторное оборудование, цифровые сервисы, которые помогают исследователям создавать самые современные продукты.
«В наукограде Фрязино в Московской области мы открыли наш научно-исследовательский центр, оснащенный оборудованием, у которого нет аналогов в России. Сейчас этот центр — одна из самых современных научных площадок в отрасли, здесь полностью воссоздается весь технологический процесс. И все это позволяет нам очень быстро подбирать рецептуры для сложнейших композиций продукции», — рассказал Анатолий Скоромец.
Вспоминая интересные случаи во время тестирования масел в экстремальных условиях, эксперт привел пример с российской гонщицей Анастасией Нифонтовой: «В этом году маршрут ралли Шелковый путь по традиции проходил в очень сложных условиях: пятидесятиградусная жара и песок в астраханских пустынях, бездорожье, перепады высот и нагрузок в горах Северного Кавказа. При этом механики команды Анастасии благодаря нашей предиктивной аналитике сразу видели, где проблемы в автомобиле. Или, наоборот, говорили, что все спокойно. Для гонщика психологически очень важно садиться за руль полностью уверенным, что все системы в норме и можно выжать из машины максимум. Получая промежуточные анализы в течение дня, а в конце — полный анализ, мы тоже корректировали масло. Смотрели, где еще нужно усилить и какую присадку использовать, чтобы в будущем эксплуатация техники была еще более надежной».
По его словам, команда Нифонтовой сначала со скепсисом отнеслась к переходу с зарубежного масла на отечественное. Однако в итоге механики остались довольны и говорят, что все показатели работы техники стали выше на российском продукте.
«Предубежденность потребителей мы можем планомерно разрушать через качество, сервис, клиентоориентированность и открытость. Мы специально открываем двери, приглашаем: посмотрите на наше оборудование, где мы производим, смешиваем и получаем наши масла, как мы их анализируем, как работаем с цифровыми продуктами», — отметил Анатолий Скоромец.
Сейчас Газпромнефть-смазочные материалы сотрудничает с РЭУ Плеханова, Сибирским государственным автомобильно-дорожный университетом, Губкинским университетом, РХТУ. Другой частью работы являются научные центры производителей автомобилей. Важнейшими партнерами для Газпромнефти являются КАМАЗ, МАЗ, БелАЗ. По словам Скоромца, очень ценно заслужить такое доверие партнеров, чтобы масло заливали в двигатели непосредственно на конвейере.
К 2030 году у Газпромнефть-СМ стоит задача в два раза вырасти в объемах производимой продукции и войти в ТОП-10 мировых производителей смазочных материалов.
«Это не какое-то тщеславие или мечты. Это стратегия, и мы шаг за шагом идем к этой цели. В два раза увеличить объемы производимой продукции нам позволит строящийся комплекс гидроизодепарафинизации в Омске. Это масштабный проект для всей нефтеперерабатывающей отрасли страны, это даст возможность производить базовые масла третьей группы», — рассказал гендиректор компании.
Среди одного из перспективных направлений Скоромец назвал сбор данных о работе двигатели в режиме онлайн: «Мы сейчас ищем такие решения в России. Через 2–3 года мы хотим сделать это реальностью, можно будет в любое время получать информацию о состоянии двигателя, благодаря встроенным датчикам».
Источник: