Китайский автомобильный рынок переживает серьёзную консолидацию: выживут лишь немногие бренды

Китайская автомобильная промышленность сегодня остаётся одной из самых быстрорастущих и одновременно раздробленных в мире. Множество брендов и стартапов активно конкурируют, но вопрос не в том, кто займет рынок, а кто сможет устоять и сохраниться в течение следующего десятилетия.

Аналитик Фелипе Муньос подготовил детальный обзор рынка, который демонстрирует, что доминирующую позицию удерживают четыре крупные группы, совокупно обеспечивающие около 56% всех продаж автомобилей в Китае.

В их число входят: Geely — крупнейшая и наиболее диверсифицированная компания, владеющая такими брендами, как Volvo, Lotus, Polestar, Smart, а также собственными китайскими марками Zeekr, Lynk & Co и Galaxy. BYD, с более узкой специализацией, объединяет бренды BYD, Denza, YangWang и Fan Cheng Bao. Кроме того, значительное влияние имеют государственные корпорации Chery и Changan, владеющие несколькими марками, включая Omoda, Jetour, Exeed, iCar, Jaecoo, Avatr, Deepal, Nevo и Volga.

Эти четыре ключевых игрока, вместе с крупными компаниями вроде SAIC (владеющей MG), JAC и BAIC, тесно сотрудничают с государственными структурами, получая субсидии и поддержку на региональном уровне. Такая поддержка дополнительно укрепляет их позиции и способствует стабильности на рынке.

Для оценки текущих рисков Муньос создал своеобразную пирамиду позиционирования брендов. На вершине находятся ультрапремиальные марки Hongqi и YangWang, а также новые технологичные претенденты — Xiaomi, Nio, Li Auto и Xpeng. Несмотря на относительную молодость, эти компании занимают уверенные позиции в среднем и высоком ценовом сегменте и избегают поглощений.

В то же время на нижнем уровне пирамиды расположились устаревшие и малоизвестные за пределами Китая бюджетные бренды, такие как Sinogold, Hima и BAW. Именно эти компании, по мнению аналитика, рискуют исчезнуть первыми, поскольку покупатели всё чаще отдают предпочтение более современным и технологичным маркам, поддерживаемым государством.

Возможно, некоторые из этих небольших производителей будут интегрированы в состав крупных групп, однако большинство малых брендов не сможет сохранить самостоятельность и со временем покинет рынок.